Блог

Сначала обсуждение задачи, потом цена

Маркетинг Бизнес
Если фрилансер называет цену за проект, не разобравшись в задаче, бегите от него.

Вот к разрабу приходит клиент:

— Привет, мне нужен сайт-визитка
 — Окей, это будет стоить 20 000 ₽

А что клиент подразумевает под визиткой? Нужно на шаблоне или что-то уникальное? Там должен быть блог? Тексты присылает клиент или надо искать копирайтера?

Да пофиг, 20 тысяч и погнали!

Чем плох такой подход


У копирайтеров, редакторов, дизайнеров и веб-разработчиков сложность задач не зафиксирована. На одну статью уйдет 2 часа, на другую — месяц. Разница между ними — десятки тысяч рублей. В случае с сайтами разброс цен может достигать сотен тысяч и даже миллионов.

Когда после начала работы всплывет, что проект слишком сложный, фрилансер может сорвать сроки, сделать все через жопу или вообще свалить. И сам время потерял, и клиента подвел.

Если они с клиентом все же додумаются обсудить задачу — ожидания то уже сформированы. С большой вероятностью клиент откажется повышать изначальную цену. Он уже ее услышал, и она засела у него в голове:

— Ты говорил, что это стоит 20 тысяч, а теперь говоришь, что 100. Как так то?

Возможно, 100 тысяч для клиента — нормально. Но на фоне изначальных 20 — это что-то дофига.

Нормальный специалист сначала задаст кучу вопросов, прикинет сложность проекта, а уже потом назовет цену. Так он заранее узнает, сколько времени займет работа, оценит риски и спланирует свое время. И вообще поймет, интересен ли ему проект или нет, блин.

Готовые тарифы на сайте


Та же беда у сайтов с кучей супер-подробных тарифов:

Статья в блог — 4000
Описание услуг — 4500
Текст на главную — 5000
Текст о компании — 4200
Лендинг — 8000

А теперь вопросы. Чем текст на главную отличается от лендинга или описания услуг? И почему это дороже текста о компании и статьи? А если мне на главную нужен один абзац текста? А если для статьи надо провести 20 интервью? Все равно 4000? Как фрилансер может знать это заранее?

Похоже, что эти цены просто высосаны из пальца и не отражают реальную суть вещей. Они могут 100 раз поменяться после обсуждения задачи. А если они никогда не меняются — компетентность специалиста под большим вопросом. Скорее всего, он бездумно фигачит на конвейере.

Верить можно только тем ценам, которые названы после обсуждения задачи.

Минимальная цена


Чтобы избежать ситуаций, когда вы час обсуждали проект, а потом оказалось, что слишком дорого, можно назвать минимальную стоимость:

«Самый дешевый сайт стоит 20 000 ₽, а дальше — в зависимости от сложности. Давайте обсудим задачу подробнее — и я смогу назвать точную цену».

Но вообще, минимальная стоимость тоже выглядит довольно бессмысленно. Недавно я писал короткие заметки по 1000 рублей за штуку. И вот я скажу, что моя работа стоит от 1000 рублей, а потом попрошу 30 000 за статью. Как это поможет клиенту? Да никак.

— Неужели у меня такая сложная работа, что она в 30 раз дороже минимальной? Мне кажется, ты меня разводишь!

Поэтому я вообще ничего не говорю о ценах, пока не разберусь, что именно надо делать. И вам не советую.

Памятка по ценообразованию


  • Сначала обсуждение задачи — потом сроки и стоимость.

  • Ценам, которые названы до обсуждения задачи, верить нельзя. Они могут измениться.

  • Если у фрилансера одна цена на любую работу — скорее всего, он некомпетентен.

  • Если называете минимальную цену или вилку, будьте готовы, что клиенту не понравится, что его задача вышла сильно дороже минималки.

В следующей серии я побомблю насчет тысячезнаков у копирайтеров.

Успехов.

Написал пост за 1,5 часа, потому что уже горит. Слушал злых Medusa In My Knickers