Неудобное отрицание
14 Сен, 2017
Автор статьи: Павел Молянов

Неудобное отрицание

«Не могу не сказать, что…» — я всегда долго туплю на подобных фразах. Сначала мы что-то отрицаем, потом отрицаем еще раз — в итоге предложение становится сложным и неудобным. Не усложняйте жизнь читателю — напишите нормально.

Убирайте два отрицания подряд

Здесь как в математике — минус на минус дает плюс. Если вы видите отрицание отрицания, смело убирайте:

Нет

Да
Я не могу не сказать, что…

Я должен сказать, что…
Не оставляйте в тексте слова, которые не помогают понять материал. Убирайте из текста слова, которые не помогают понять материал.
Убирайте из текста слова, которые отвлекают от основной мысли.

Ему не удалось не попасть под сокращение. Он попал под сокращение.

Избегайте отрицания в вопросах

— Ты не любишь кофе?
— Нет.
— «Нет» — любишь, или «нет» — не любишь?

Неудобство таких вопросов в том, что на них нельзя ответить «да» или «нет». Они отнимают у себеседника много времени — нужно дать развернутый ответ, или вы друг друга не поймете.

Лучше задавать вопрос без «не»:

Нет

Да
Ты не можешь прислать мне фотографии?

Ты можешь прислать мне фотографии?
Проект еще не готов? Проект уже готов?

 

Адепты НЛП советуют фанатично выпиливать любое отрицание из текста. Якобы подсознание читателя игнорирует «не» — и он видит полностью противоположную мысль.

Я не психолог и не знаю, так ли это. А что думаете вы? Отрицание — это вселенское зло, или полезная штука?

Оцените статью:

ОтстойСлабоНормальноХорошоОтлично! (7 голоса, среднее: 4,43 из 5)
Загрузка...
Павел Молянов

Об авторе:

Павел Молянов — главред и основной автор этого блога. Пишу про интернет-маркетинг, копирайтинг и SMM.

  • Виталий Белоусов

    Я тоже раньше считал запрет на «не» эзотерической придурью. Но потом, когда разбирал один копирайтерский текст, до меня вдруг дошло, в чем дело. Вот такой немного утрированный пример:

    «В нашей стоматологической клинике используются только стерильные инструменты, поэтому у нас вы не заработаете сепсис и не заразитесь СПИДом. А все наши врачи – профессионалы с 15-летним стажем, которые никогда не придут на работу пьяными и не вырвут у вас лишние зубы».

    После подобного текста что-то уже и не очень хочется в эту поликлинику обращаться. И проблема здесь в неправильном закрытии возражений, из-за которого с продуктом будет ассоциироваться куча негатива. «Не» — просто один из признаков этой ошибки. В самом же слове нет ничего плохого.

    • Да, согласен. Лучше писать о хорошем, а не об отсутствии плохого.

      А еще «не» можно банально не заметить при чтении: «у нас вы заработаете сепсис и заразитесь СПИДом»