Что спрашивать у клиента во время обсуждения задачи
28 Июн, 2018

Что спрашивать у клиента во время обсуждения задачи

Чтобы сделать работу хорошо, надо понять, что и зачем надо делать. Для этого надо задавать вопросы.

У меня нет брифа — всю информацию я выясняю в общении с клиентом. Четкого алгоритма тоже нет — мы просто болтаем о проекте и задаче. Иногда клиенты просто присылают мне кучу документов, схем и таблиц, где есть большая часть этой инфы. Но я так или иначе получаю ответы на ключевые вопросы. Решил их записать, чтобы мои читатели не забывали спросить о важном.

Порядок вопросов не особо важен, главное — узнать все.

— Чем вы занимаетесь?

Что за компания, что делает, что производит? С кем я общаюсь, какова его роль в компании? Чем компания крута, как она позиционирует себя на рынке?

— Что за продукт?

Зачем он нужен, какие задачи решает, от каких проблем спасает? Чем он крут, почему за него готовы платить деньги? Что это вообще такое, как оно работает?

Это, блин, важно

Узнавайте о продукте, даже если вы пишете обычную статью в обычный блог. Блог должен решать цели компании, помогать ей зарабатывать больше денег, а не просто быть. Чтобы сделать нормальный блог, надо понимать, зачем и кому он вообще нужен.

— Как это монетизируется?

За что компания получает деньги? Кто и почему ей платит?

— Кто ваши клиенты?

Что это за люди, нафига им продукция компании? Какие у них проблемы, из-за чего? Как они обычно их решают?

— Кто конкуренты?

С кем компания конкурирует напрямую? Чем они лучше и хуже? Что они делают в интернетах, как продвигаются? Кто делает похожие продукты, с которыми вы не конкурируете напрямую?

— Что вы хотите сделать?

Для чего вам я? Какая стоит задача? Какую проблему стоит решить? Почему хотите делать именно это, а не что-то другое?

Задавайте открытые вопросы

Ваша задача — вытянуть как можно больше информации из клиента, а не подталкивать к удобному ответу. Формулируйте вопрос так, чтобы на него нельзя было ответить «да» или «нет».

«Почему?», «Зачем?» и «Расскажите подробнее» — ваши бро.

— Зачем это нужно?

Какая польза компании от этой работы? Какой результат вы хотите получить? Что мы будем считать успехом, а что — провалом?

— Что будет с результатом моей работы?

Где опубликуете текст? А кто будет публиковать? Договариваться о размещении будете сами? Иллюстрацию нужно сделать? Кто будет настраивать рекламу на лендинг?

— Пробовали уже что-то подобное?

Вы делали похожую работу раньше? Как все прошло, какие результаты? Что сработало хорошо, а что нет? Вы знаете, почему?

Не бойтесь показаться глупым

Если вы не уверены, что поняли правильно — уточните. Не знаете термин — спросите. Клиент говорит о чем-то так, что это кажется очевидным? Вам кажется, что вы будете выглядеть глупым, если спросите? Забейте болт и спрашивайте.

Я задаю клиентам даже тупые вопросы, вроде: «А что вы подразумеваете под продающим текстом?». Мало ли, что они там подразумевают.

Дурак не тот, кто спрашивает очевидное. Дурак тот, кто думает, что все знает, а потом делает не то, что надо было.

— Как вы можете помочь мне сделать это?

Я могу задавать вам вопросы по ходу дела или должен работать автономно? Можете дать контакты своих сотрудников для интервью? У вас уже есть какие-то наработки? Иллюстратор в штате есть или я ищу его сам? Что посоветуете почитать по вашей теме?

— Что вам нравится?

Это вопросы про вкусовщину. Какой стиль нравится? Какие блоги, рассылки, лендинги считаете клевыми? Почему? А какие не нравятся? Почему?

— Какие есть ограничения или рекомендации?

У вас есть редполитика? Как вы обращаетесь к аудитории? О чем мы можем и не можем здесь написать? Почему?

— Как вам будет удобно работать?

Я могу сделать вот это и вот так. Вам будет удобно? Где и когда вам лучше писать по вопросам? Вам кинуть предварительный план или сразу прислать готовый текст?

Блиц-советы

Узнайте о компании клиента, ее продуктах, конкурентах и аудитории.

Разберитесь, что именно надо делать и как вы можете помочь. Узнайте, что будет с результатом вашей работы дальше.

Задавайте открытые вопросы. Вам нужно получить как можно больше информации, а не пробежаться по всем вопросам ради галочки.

Не бойтесь выглядеть глупо. Спрашивайте даже о самых очевидных вещах. Дурак не тот, кто спрашивает очевидное. Дурак тот, кто думает, что все знает, а потом делает не то, что надо было.

Успехов.

Вспоминал вопросы под хип-хоперу Noize MC — Орфей & Эвридика. Ненавижу русский хип-хоп, но этот ниче такой

Оцените статью:

ОтстойСлабоНормальноХорошоОтлично! (17 голоса, среднее: 4,47 из 5)
Загрузка...
  • Alexey Alexandrov

    Гут, хороший материал!

  • Ирина Ковалёва

    Годно