Как фрилансеру зарабатывать больше
05 мая, 2018

Как обойти конкурентов на диджитал-рынке и стать супер-востребованным исполнителем

Памятка для авторов, копирайтеров, редакторов, дизайнеров, разработчиков и диджитал-агентств.

Не быть мудаком, блеать!

Сначала я хотел на этом статью и закончить, но потом решил немного аргументировать, что именно я подразумеваю под «не быть мудаком». Давайте смотреть мои полные боли истории.

Сообщать о проблемах заранее

Я пришел к исполнителю с задачей — сверстать сайт на Вордпрессе. На полпути у него что-то не срослось, и он предложил переделать на Модексе. Ну окей, Модекс так Модекс. Договорились о сроках, и я начал ждать.

Оговоренный срок прошел — никаких известий. Написал исполнителю — он сказал, что не успевает и попросил перенести срок. Окей, второй срок прошел — снова никаких известий. Снова написал — перенесли.  Третий дедлайн прошел — опять та же фигня.

Срыв сроков

Авторы на проектах тоже любят так делать. Один обещал написать статью за неделю. За день до дедлайна спрашиваю у него, как дела, — даже не начал, проблемы какие-то. Другой не уложился в срок — но сам ничего не пишет, ждет, пока я спрошу. Однажды автор вообще взял задачу и через 2 дня кинул меня в бан =)

Пропущенный дедлайн — это плохо, но это не главная проблема. Каждый когда-то так косячил. Беда в том, что исполнитель видит проблему, но молчит. Можно написать: «Сори, я не успею к выходным. Прости, что подвел. Что я могу сделать, чтобы минимизировать ущерб?». Вместо этого он сидел и надеялся, что я про него забуду.

Просрать сроки — это косяк. Замалчивать свои косяки — это мудачество

Исправлять ошибки, если все плохо

Я занимался сайтом для одного клиента. Я отвечал за тексты и заодно курировал редизайн и локализацию. Ну то есть, моя работа — найти подрядчиков, раздать им задачи, а потом собрать их результаты воедино.

Автор все сделал отлично. Переводчики все сделали отлично. Осталось переделать несколько страниц на сайте. Разрабы посчитали, что на все им нужно 60 часов — это 1.5 рабочих недели.

В назначенный день от них никакой инфы. Я им написал — попросили перенести срок еще на неделю. Окей, вроде терпит.

Угадайте, что было через неделю? Ничего! Я пишу менеджеру в скайпе — молчит. Пишу на почту — молчит. Пишу директору студии — молчит. Долблюсь в телефоны и соцсети — все молчат. Никто никак не реагирует.

Чуваки сорвали сроки и, вместо того, чтобы быстро исправить, просто ушли в игнор. Это не какие-то фрилансеры с биржи, это диджитал-агентство с известными клиентами.

Что надо было сделать:

  • Написать заранее, что не успели
  • Извиниться и подумать, как решить проблему
  • Сделать все, чтобы не просрать дедлайн во второй раз

Можно предложить клиенту запуститься без части функционала, и доделать сайт после запуска. Можно придумать что-то еще. Но не пропадать.

Подвести может каждый. Пропадать, когда ты кого-то подвел, — это мудачество

Общаться вежливо

Это, конечно, редкость, но и такое бывает =)

Как общаться с заказчиком

 

Писать клиенту, что он пидор, — это мудачество

Не кидать своих клиентов

Недавно клиент рассказывал про случай с исполнителем. Нашел дизайнера с ИП, заключил договор, закинул ему полную предоплату. Дизайнер затянул сроки в 2 раза, прислал какой-то полудоделанный макет и пропал. Просто перестал отвечать.

Чувак не успел запуститься вовремя, потерял деньги и веру во фрилансеров. Да, деньги можно вернуть через суд, но это долго, муторно и не стоит тех 30 тысяч за макет.

Кидать своих клиентов — это мудачество

Другой случай. Я нашел автора для Content.Guru, дал ей задачу. В процессе сотрудничества у нас с автором возник конфликт. Договорились, что она доделывает статью, получает за нее деньги, мы расходимся.

Когда все сроки сдачи были просраны, я написал автору и поинтересовался, в чем дело. Оказалось, что она просто продала статью в другое издание, а мне не сказала.

Не нарушайте договоренности

Скажи автор о своих планах заранее, я бы отдал тему другому исполнителю. А так я понадеялся на чужое слово и потерял время. Но автору пофиг.

Конфликты с клиентами иногда случаются. Но нарушать договоренности — это мудачество

Заботиться о клиенте

Полтора года назад ко мне пришел клиент, чтобы я ему помог с текстами. Чувак делал довольно сложный облачный сервис. У него было много денег, крутая идея и поддержка местных властей. Одна беда —  он был некомпетентен в диджитал и выборе подрядчиков

Пока чувак делал сервис, он решил запустить сайт с какими-то интерактивными штуками, чтобы заранее привлекать людей. Нашел студию, которая согласилась этот сайт сделать. Менеджеры студии увидели, что клиент плохо разбирается в сайтах, а денег у него много. Ну и подсунули ему кривую хрень с кучей ошибок, неадаптивной версткой и лагающей админкой.

Полмиллиона рублей и 3 месяца работы улетело в жопу. Чувак пошел заказывать новый сайт и собирался подавать в суд. Не знаю, чем все кончилось. Но, думаю, дело он так и не выиграл — сам утвердил кривое техзадание и сам подписал акты.

Клиент может быть некомпетентен в твоей работе. Наживаться на некомпетентности клиента — это мудачество

Не быть мудаком — это просто

Сообщайте о проблемах заранее. Чем раньше — тем лучше. Так у вас с клиентом будет больше времени все исправить.

Исправляйте ошибки, если уже все плохо. Нельзя всегда делать всю работу хорошо. Но если накосячили — возьмите ответственность на себя и помогите клиенту разрулить последствия.

Не кидайте своих клиентов. Тут даже пояснять нечего. Если о чем-то договорились — сделайте.

Заботьтесь о клиентах. Иногда клиент некомпетентен и не знает, как должен выглядеть результат вашей работы. Это не значит, что ему в тарелку можно подсовывать говна.

Не затягивайте сроки. Затянутый срок — потерянная прибыль и упущенные возможности. Понятно, что нельзя успевать все и всегда. Но если вы часто срываете дедлайн, сделайте выводы и пересмотрите свой подход к работе.

Общайтесь вежливо. Конфликты и недопонимания — это нормально. Если вас что-то обижает, скажите об этом прямо. Копить злость, а потом назвать клиента пидором — не лучшее решение.

Если в одном из разделов вы узнали себя — просто перестаньте так делать. Относитесь к клиентам как к друзьям, помогайте решать их проблемы — и сарафанное радио принесет вам тысячи новых заказов.

Успехов.

Написал статью под альбом God Is an Astronaut — Epitaph

Оцените статью:

ОтстойСлабоНормальноХорошоОтлично! (29 голоса, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
  • Ярослава Я

    Супер, крутая статья, тоже много болей по поводу подобных мудаков, могу написать гостевой на эту же тему)))

  • Waldemar

    Странные вы ребята, кто пишут такие посты. Наивные какие-то что ли. Хоть бы раз вместо смакования своих обид задумались почему люди так постоянно (или часто) делают если (казалось бы, да?) так просто не быть мудаком.

    Возможно именно лидеров не хватает толковых: менеджеров проектов и продуктов, руководителей отделов и артдиректоров. Но все ждут, что придут взрослые и ответственные исполнители. Ну ок 🤷‍♂️

    • Ну смотри. Если ты фрилансер-одиночка, у тебя нет арт-директоров и руководителей. Ты сам отвечаешь за себя и за свои сроки.

      Если речь о компании, — то да, вопросы к менеджерам и руководителям. Но это все равно не отменяет того факта, что менеджеры и руководители должны следить, чтобы такого говна не было =)

      • Waldemar

        Не согласен, что у фрилансера-одиночки нет руководителя. Может из-за такой модели в голове фрилансера и клиента и получается фигня.

        Фрилансер, хоть и наёмный ресурс, но часть команды в конкурентном проекте. А у проекта со стороны клиента есть менеджер тот же и прочие стейкхолдеры.

        Вот это стоит довести до осознания всеми руководителю проекта в процессе.

        Если человек чувствует себя частью процесса, команды (не фрилансер-аппендикс) уже не так просто взять и свалить

        • Не так просто, но некоторым удается. Ну и люди в любом случае могут отвечать за свои поступки.

          Если ты под руководством менеджера накосячил — ты можешь вовремя об этом сказать, помочь все исправить. И этим ты облегчишь жизнь менеджеру, он будет больше тебя ценить.

          Если ты менеджер, и твоя команда накосячила — ты можешь вовремя об этом сказать, помочь все исправить. И этим поднимешь себя и команду в глазах клиента.

          За всеми надо следить, всех надо контролировать — это понятно. Мораль в том, что если ты ведешь себя адекватно — уже за счет этого сильно выиграешь на фоне кучи специалистов-говнюков.

    • ekamelev

      Поддерживаю. Попробую сформулировать максимально просто, хоть и длинно.
      1. Когда я только попал на фриланс, во мне самом было много мудаческого из-за неумения управлять своими ресурсами. Не до такой степени, как в статье, конечно, но всё же;
      2. С ростом я понял, что в мою услугу нужно встраивать менеджмент, повышать уровень сервиса, постоянно держать клиента в комфорте;
      3. Это увеличило стоимость (а заодно и ценность) моих услуг раза в три, и ко мне перестали обращаться люди, которые обычно обращаются к незнакомым фрилансерам с надеждой на компетентность, самостоятельность и безупречное решение задач;

      4. Зато стали приходить и оставаться клиенты, которым я по карману и которые реально смотрят на вещи: за условные 30к можно получить норм. макеты на фрилансе и жёстко менеджерить исполнителя, а за 90к можно получить норм. макеты у проверенного исполнителя по рекомендации и самому оказаться в условиях, когда твоим временем комфортно управляют в процессе.

      На всякий случай:
      1. Разумеется, везде есть исключения из правил (например, случай с агентством из статьи), но мой опыт нарисовал именно такую общую картину;
      2. По достижении какого-то приемлемого уровня целеполагания и осознания ценности времени, я ушёл с фриланса в свои проекты (совсем недавно). Думаю, так же поступают многие из тех, кто понял, как делать клиентов довольными.

      Резюме:
      Теперь я, как клиент, если ищу фрилансера на задачу и хочу сэкономить на менеджменте, оплачивая его работу по рыночным ценам, то сам беру на себя задачу контроля его работы. И после первого же пропадания я не буду писать в мессенджере «чо-как?», а позвоню ему и предложу либо к завтрашнему дню исправить ситуацию, либо сегодня расставаться.

      П.с.
      И я точно не буду ставить смайлик в конце сообщения, в котором буду говорить потенциальному исполнителю о том, что я выбрал другого.

      • А что не так со смайликами? Я вообще очень часто их ставлю и в личной, и в деловой переписке. Вроде недовольных не замечал. Ну кроме этого случая =)

        Если бы я говорил «Спасибо за отклик» в жизни, я бы по-доброму улыбнулся человеку, чтобы его приободрить. Если я в каких-то ситуациях улыбаюсь в жизни, я ставлю смайлик в тексте.

        Насчет остального — согласен. Либо жестко контролируешь сам, либо платишь дополнительные деньги. Статья именно об этом =)

        «Не вынуждай клиента бегать за тобой с горящей жопой — и сможешь брать за свою работу гораздо больше денег»

        • ekamelev

          Блин, я же мог просто написать то, что у вас в последнем абзаце комментария, вместо своего полотна!

          Смайлики — это субъективная штука. Даже если вы вкладывали доброту в свою улыбку, многие прочитают это как «хы-хы» и расстроятся. Не ставить их — более надёжный вариант.

  • Anastasia Stepanova

    Поверить не могу, что кто-то так работает Оо Не предупреждает о задержках или и вовсе скрывается с деньгами… Неужели репутация не дорога?

  • Хорошая статья! Спасибо! Раздел «Забота о клиенте» хороший и наивный. К сожалению, рынок. К сожалению, главное в бизнесе — обман. И если лох сам подставляется… Я вел свой бизнес аккуратно и вежливо, но прогорел. В соседнем офисе сидел мудак дизайнер, что кидал клиентов просто за здорово живешь. Не вылезал из судов, но имел хорошие бабки (если смотреть с моей колокольни). Машины, секретарши, Мальдивы и т.д.

    • Нуууу, черт его знает. Я стараюсь вести дела честно — и по сарафанке ко мне приходит очень много клиентов. В несколько раз больше, чем я могу потянуть. Ни рекламой, ни сео, ни публикациями в популярных изданиях я не занимаюсь. Все на сарафанке за счет того, что я хорошо делаю свою работу и никого не кидаю.

      Таких случаев знаю очень много во разных сферах. Те же продавцы на рынке, которые берут доброжелательностью и желанием помочь, обзаводятся сотнями постоянных клиентов, а потом расширяются и растут.

      Возможно, в большом бизнесе это уже не работает. Тут ничего не знаю. Но в малом бизнесе и у фрилансеров работает нормально =)

  • Юлия Гуркина

    скрин http://prntscr.com/joild7 вот повеселил…))))))))

  • Alex Bream

    Павлон, а вот правило — «»блеать» пишут только малолетние ебанько!» нормально зайдет? А в общем- КГ/АМ